Вячеслав Зайцев

Мэтр российской моды советует нашим читателям на какие тренды обратить внимание в новом году.

 
Советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор. Академик РАХ. Народный художник России.
 
-Мы знаем, что ваш Дом Моды отметил в июне этого года своё 35-летие. Как вам такое долгое время удаётся держаться на плаву и быть востребованным модельером? Расскажите нам секрет успеха от самого Славы Зайцева?
 
Я был свободен в своем творческом выражении. Другое дело, что мне не давали воплотить то, что я умел, хотел. Да, выжить, работая в этой стране, в этом мире, достаточно сложно. Я выжил, и уверяю вас, только благодаря самобытности и огромной любви к культуре России. А еще - благодаря знанию русской ментальности. Все, что я сделал в моде, я сделал вопреки обстоятельствам, чиновникам, неприятию и изначально непониманию толпы. Одежда у меня была абсолютно реальная, но ее не замечали. Замечали лишь какие-то этапные вещи. Дело в том, что прежде чем создать новую форму, новую линию, надо сделать нечто гротескное. Это необходимо, чтобы нарушить довлеющий на тебя стереотип. В результате получаются довольно экстравагантные формообразования и невероятные по красоте цветовые композиции. Хорошо, что сейчас есть полная свобода творчества. И это позволяет моему Дому моды стать своего рода очагом творчества и культуры. Мне самому пришлось вникнуть во все организационные и технологические процессы, и наши дела идут успешно. 
 
 
У вас огромный бизнес, как вы со всем успеваете управляться, ещё летать по всему миру с гастролями, создавать новые сезонные коллекции и принимать участие в неделях моды? В ваших сутках сколько часов? Когда вы встаете и когда идете спать?
 
Отдых - непозволительная роскошь. Я живу в 70 км от Москвы. Утром приходится подниматься в 5.30. Каждый день я встаю в это время. В 7.30 надо выезжать, иначе можно простоять два часа в пробке. Времени человеку дано так мало! Надо его максимально использовать! Античный философ Сенека как-то сказал: «Все у человека чужое, одно лишь время - наше. Все мы можем купить, всё мы можем приобрести, но вот время мы можем только подарить».
Общепринятое заблуждение, что художник-модельер целый день только рисует и общается с музами. Мой день наполнен насущными проблемами Дома Моды: примерки с заказчиками, встречи с журналистами, деловые переговоры, решение административно-хозяйственных задач от ремонта лифтов до перекладки труб. На творчество остаются редкие вечерние часы, зачастую отнимаемые у сна.
-Вам талант дизайнера достался по наследству или вы сами самородок?
Да, можно сказать, что модельером я стал совершенно случайно. В детстве мечтал быть артистом, мне нравилось петь, танцевать. Мой отец бежал из плена, и его посадили на 10 лет, за что я получил звание «сына изменника Родины» и не мог попасть в вуз. Поэтому пошел в единственный техникум, в который меня могли принять - Ивановский химико-технологический техникум. После того, как я его блестяще закончил, меня отправили в Московский текстильный институт. И вот там я окончательно решил, что буду модельером.
 
 
-Недавно вы опять встречались с Пьером Карденом. Расскажите, пожалуйста, про вашу первую встречу и знакомство с ним?
 
С 1965 года поддерживаем дружеские отношения. Естественно, мне было грустно осознавать, что я мог бы сделать гораздо больше, если б были возможности. Один раз я воспользовался тканями, которые прислал мне Карден, и создал замечательную коллекцию. Она до сих пор хранится у меня в музее. Карден вызывает у меня чувство восхищения. Это ярчайшая личность. Он не только художник, но и хороший коммерсант. Он не раз говорил мне: «Слава, ты совершенно не умеешь зарабатывать деньги». И это правда. Недаром на Западе меня называют последним романтиком XX века, а теперь уже XXI века.
 
-Вы были первопроходцем нашей модной индустрии. Легко ли быть первым? Поделитесь вашими впечатлениями о вашем первом показе в России и первом показе в Европе и других странах мира?
 
Обо мне часто говорят – он был первый или «он – Юрий Гагарин в моде». Но я сам, честное слово, никогда к этому не стремился, и сейчас об этом не думаю. Я никогда не вступал ни с кем в конкуренцию, наоборот, я помогаю талантливой молодежи со всей России. Только творите, говорю я, - мир моды большой, места всем хватит. 
Первой же своей коллекцией я произвел фурор. Был 63-й год. На показе царствовали юбки из цветастых Павлово-Посадских шалей, валенки, расписанные гуашью, яркие телогрейки. Тогда в зале оказались журналисты из «Пари Матч». Вскоре вышел их репортаж, и тогда меня и назвали «Красным Диором». Когда в 1965-м в Россию приехали Пьер Карден, Марк Боан – креативный директор Дома «Кристиан Диор», Ги Лярош в компании 130 человек высшего света Парижа, которых привез с собой Жильбер Беко – французский шансонье, я был единственным русским, которого пригласили на встречу.
Но только в 1988 году я смог посетить Париж по приглашению мадам Карвен – старейшего художника «haute couture» и показать вместе с ней свою первую авторскую коллекцию. Это событие произошло в театре Мариньи на Елисейских полях. Четверть века я ждал этого часа! И после, как я констатирую, триумфального успеха, мне на сцене этого театра была вручена золотая медаль и грамота «Почетного гражданина города Парижа» по инициативе и за подписью мэра города Жака Ширака. В июле того же года – вторая поездка в Париж, новая коллекция.
 
 
Вячеслав Михайлович, вы показали в Манеже коллекцию весна-лето-2018. Ваши рекомендации нашим модникам и модницам в новом году?
 
Все мои коллекции, как и предыдущая, относятся к категории pret-a-porter de luxe. Это уникальные изделия из высококачественных тканей ведущих мировых производителей с большой долей ручного труда, отличающиеся оригинальным авторским дизайном, смелыми конструктивными решениями и уникальными отделками: вышивками, аппликациями и так далее. Сегодня появились возможности создания различных коллекций одежды и аксессуаров, и я рад, что дизайн от Зайцева становится доступным большему количеству потребителей. В коллекции «Грани» есть группа одежды в стиле casual из ткани с моими авторскими принтами. Вторая часть коллекции посвящена 70-летию со дня показа первой коллекции всемирно известного модельера Кристина Диора. Также в коллекции есть мои любимые пальто, платья из шелка из Павлово-Посадских тканей, из панбархата, вечернее платье в стиле «ревущих двадцатых».
 
Вячеслав Михайлович, вам сколько лет, мы не можем поверить в ваши паспортные данные!? Вы всегда так молодо и свежо выглядите! Поведайте нашим читателям секрет вашей энергии и свежести?
 
Своим здоровьем я не занимался никогда. Разве, что в последнее время – нахожу время для легких физических нагрузок, много гуляю в своей усадьбе, люблю копаться с цветами, с огородом. В Доме моды тоже нахожу свободное время, чтобы немного размяться.   Питаюсь скромно, без особого изыска: щи, борщ, лапша грибная, куриные супы; всегда каша овсяная, пшеничная, рисовая, гречневая; иногда котлеты мясные, овощные; всегда сок клюквенный, черносмородинный, микс из разных фруктов. Люблю рыбу – семгу, лосось, как холодного копчения, так и пропаренную в духовке. Готовлю сам или мои друзья, которые приезжают погостить, проведать.

Какой ваш любимый цвет и какой будет актуальный цвет нового года? 
 
Я люблю красный - мощный цвет. И красный цвет никогда не выходит из моды. Если в этом сезоне популярен цвет «гренадин» по версии института Пантона, то в следующем году будет «томато черри». Расскажу один случай: я был в Милане на фабриках и зашел на предприятие, где производят ткани для Валентино. И увидел его любимый красный цвет, просто сказочный. Попросил, чтобы мне отрезали два с половиной метра, и сшил себе сюртук из роскошного кашемира алого цвета. Обожаю этот цвет, у меня в усадьбе красная комната такого же активного сочного алого цвета. В нем есть праздник, сила, мощь. Это всегда беспроигрышный вариант, если вы хотите выделиться. Но он подходит только тем, кто сам чувствует себя комфортно в центре внимания.
 
Какие модные тенденции и направления в свадебной и вечерней моде по- вашему в предстоящем году?   
 
Невеста от Зайцева – наряды, в которых сочетаются ампир и романтизм, восточные мотивы, традиции русского костюма. Каждое платье представлено в ансамбле с перчатками, роскошными ожерельями и браслетами, экстравагантными головными уборами. Из тканей выбирается тафта и атлас, гипюр и шелк, органза и шифон. Кроме того, можно «поиграть» с декором платья – это могут быть объемные банты, кристаллы, вышивка. Нежный персиковый оттенок подвенечного платья прекрасно освежает молодую кожу. Жемчужно-голубой цвет придаст образу невесты аристократизма. 
Вы знаете, что первой тенденцию на белое свадебное платье ввела королева Виктория, когда выходила замуж за принца Альберта в 1840 году. До этого же момента свадебные платья были самых разных цветов, особенно пользовался популярностью красный.  В том числе и в России. Так что мы еще увидим на подиумах красное платье невесты.
Что касается вечерней моды, одной из тенденций стало использование блестящего атласа и возможность обыграть его упругость и плотность для создания многих неповторимых образов. Мода на ретро сейчас очень актуальна во многих направлениях – двадцатые годы или new look. Длина изящного платья-миди подчеркивает прелесть юности и женственности.
Современная свадебная и вечерняя мода многообразна: платья из шелка или кружева, с плавными линиями или сложными драпировками, с утягивающими корсетами или свободного кроя.

Наши женихи интересуются, как должен быть одет принц 2018 года, чтобы невеста ему не отказала?
 
Я считаю, что человек должен жить в гармонии с самим собой и с окружающей природой. Гармония – это основа любой моды. Но мода сиюминутна. Она рождается и умирает. А стиль остается. Вот его-то и необходимо придерживаться всегда.
Мода всегда была социальным маркером, определяющим положение человека в обществе. Поэтому не удивительно, что современные люди зрелого возраста уделяют внимание модным тенденциям. На вопрос: должен ли с возрастом меняться гардероб, отвечу так. Все зависит от человека и его уровня восприятия окружающего мира. Считаю, что классические вещи должны быть в гардеробе у каждого мужчины. В первую очередь - классический пиджак любой фактуры и белая рубашка, она моментально вызывает интерес к себе. Я люблю сорочки с манжетами и запонками. Красивая форма воротника, завязанный галстук или просто открытый воротник, и завязан шейный шелковый платок – уже располагает к себе. Современному мужчине необходим набор тонкошерстных жилетов или пуловеров как дополнение к костюму. Костюм – однобортный или двубортный, не суть важна, в зависимости от фигуры. Стройный мужчина может позволить себе двубортный пиджак, полный – нет. Я лично не стройный и не полный, ношу однобортные пиджаки, но расстегнутые и под ними у меня всегда что-то есть: пуловер или жилет, надетый поверх сорочки.
 
 Редакция благодарит менеджера по связям с общественностью в Москве Ирэну Филиппову и Ларису Шапиеву за содействие в организации интервью.



Статьи по теме

Подборка